Михаилу Прохорову спорт всегда был не чужд. Бизнесмен вкладывался и в российский футбол – когда создал клуб «Москва» на базе зиловского «Торпедо», и в отечественный биатлон, когда шесть лет руководил Союзом биатлонистов России. Но главная спортивная любовь Прохорова – это баскетбол. Возглавляя компанию «Норильский никель», он курировал ПБК ЦСКА в начале 2000-х – и в это время армейцы были на европейской арене невероятно сильны. Два титула чемпионов Евролиги и семь лет подряд выступлений в Финалах четырех говорят сами за себя.
И после такого тотального доминирования в Старом Свете нет ничего удивительного в том, что амбициозный миллиардер решил замахнуться на покорение небывалой баскетбольной высоты. НБА к иностранцам всегда была сурова, и Прохоров взялся этот стереотип сломать. В 2009 году он за 383 миллиона долларов приобрел 80% клуба «Нью-Джерси Нетс» и 45% прав на новую арену в Бруклине, которой на тот момент еще не существовало – прежний владелец никак не мог начать стройку. С российским бизнесменом стадион вырос практически как гриб после дождя. Уже в 2012 году клуб переехал в новый дворец «Барклайз-Центр», сменив название на «Бруклин Нетс».
Как один из мотивов покупки американской команды Прохоров называл желание использовать опыт НБА для развития баскетбола в России. «Я люблю баскетбол, и мне хотелось бы, чтобы он в нашей стране по влиянию был хотя бы сопоставим с хоккеем. Я хочу попытаться организовать системный проект, который должен вывести наш баскетбол на новый уровень», — говорил бизнесмен в интервью Владимиру Познеру.
Я хочу попытаться организовать системный проект, который должен вывести наш баскетбол на новый уровень
Не меньшим желанием нового владельца было превращение одного из безнадежных аутсайдеров в клуб-чемпион – именно это Прохоров пообещал болельщикам «Нетс», причем в течение пяти лет. Но с этим все оказалось не так просто. Многие думали, что все произойдет как с «Челси» Романа Абрамовича – пришел, купил и победил. Но НБА – не европейский футбол, там все работает гораздо тоньше.
Сформулировать рецепт успеха в заокеанской баскетбольной лиге в двух словах невозможно, но однозначно это не прямолинейность. Увы, желание завоевать титул в кратчайшие сроки вывело владельца «Нетс» именно на эту стратегию. «Бруклин» пополнялся крепкими игроками, но мегазвезд среди них не было, а драфт-пики в обменах уходили как вода сквозь решето. В итоге «Бруклин» поднялся-таки до уровня крепкого середняка, но это, очевидно, было не то, чего хотел Прохоров.
Ключевым спортивным эпизодом периода владения «Нетс» российским миллиардером стал обмен летом 2013 года с «Бостоном», в результате которого клуб пополнился игроками с громким именем и заслуженной репутацией — Полом Пирсом и Кевином Гарнеттом. В то же межсезонье в «Бруклин» в качестве свободного агента пришел Андрей Кириленко. Но, к сожалению для команды и ее владельца, стареющие звезды – а всем им было уже за 30 – ожидаемого результата не дали. Все, чего смог достичь «Нетс» — это выйти в плей-офф и выиграть там одну серию.
Но за этот скромный успех менеджмент «Бруклина» заплатил весьма дорогую цену – отдал в обменах возможность выбирать на ближайших драфтах талантливую молодежь. К слову, тот самый «Бостон», отдавший команде Прохорова «героев вчерашних дней», использовал полученные драфт-пики по максимуму, заполучив Джейлена Брауна и Джейсона Тейтума – игроков, которые выросли в суперзвезд и принесли «Селтикс» чемпионство. А «Нетс» приступил к очередной перестройке – смене тренеров и новым обменам.
Параллельно появились слухи о скорой продаже клуба российским бизнесменом.
Параллельно появились слухи о скорой продаже клуба российским бизнесменом. Они реализовались в действительность в 2018 году, когда стало известно о том, что 49% акций «Бруклина» переходят к Джозефу Цаю – канадскому миллиардеру китайского происхождения, владельцу сервиса Aliexpress. Цай также получил возможность выкупить через три года все акции «Нетс», но он сделал это раньше. В 2019 году Прохоров полностью продал новому хозяину и клуб, и арену, выручив за все это, по оценкам ряда источников, около 3,5 миллиарда долларов. На этом период «российского клуба в НБА» был официально завершен.
Как оценить это десятилетие? С точки зрения бизнеса для Прохорова оно, однозначно, было успешным. Из крупной сделки по продаже связанных с «Нетс» активов предприниматель вышел с заметной прибылью. Учитывая нагрянувшую уже на следующий год пандемию, а еще через несколько лет – санкции в отношении российского бизнеса, можно констатировать, что чутье Прохорова не подвело.
Что же касается спортивных результатов – в российском баскетболе ничего от периода владения Прохоровым «Бруклином» не изменилось. Да и чемпионом российскому бизнесмену с американским клубом стать не удалось. Хотя он, закоренелый холостяк, в какой-то момент даже пообещал жениться, если выиграть титул не удастся в ближайшие годы. Но даже здесь российский бизнесмен удачно выкрутился – когда в 2015 году о предстоящей свадьбе объявил комиссионер НБА Адам Сильвер, Прохоров опубликовал видеоролик, в котором заявил, что его обещание взял на себя босс лиги.
Фото: Vostock Photo